В настоящее время перед многими странами стоит задача развития национального производства, важную роль приобретают вопросы глобализации, локализации и трансфера технологий. Могут ли предприятия встроиться в международные производственные цепочки? Как получить и адаптировать для производства наиболее совершенные из имеющихся технологий? Являются ли действующие международные и национальные стандарты барьером на пути инноваций или драйвером технологического развития? Эти вопросы стали предметом обсуждения участников XIX Международного экономического форума, проходившего в Санкт-Петербурге. Главный редактор журнала «Эксперт +» Алексей Смышляев, представлявший компанию «Диполь», принял участие в работе Форума и выяснил мнения экспертов по актуальной теме трансфера технологий.
Майкл Сатклиф, руководитель глобальной практики, Accenture Digital:
Наш опыт подтверждает, что эффективное внедрение технологий позволяет решать несколько важных вопросов. В первую очередь использование новых технологий помогает расширить опыт их пользователей. Развиваются мобильные и цифровые технологии, решения в области искусственного интеллекта, 3D-печать, компьютерное телевидение и хранение данных — диапазон огромен. Главное — все эти технологии могут передаваться и применяться. Поэтому нужно принимать инвестиционные решения по использованию новейших технологий в промышленной среде.
У России, еще до появления санкций, имелись проблемы (например, слабая инфраструктура регионов), мешающие внедрению новых решений. Но нам очевиден потенциал России и ее возможность стать важным звеном в мировой цепочке поставок продукции. Здесь есть высокообразованные кадры, обладающие знаниями и опытом создания и применения технологий в различных отраслях экономики, во многих из которых Россия является лидером.
Существует несколько принципов, тесно связанных между собой и способствующих адаптации технологий.
Первое — это информированность. Важно не просто знать о существовании отдельных технологий, а анализировать и понимать, каким образом могут взаимодействовать современные решения вновь возникающих компаний. Это понимание позволит адаптировать технологии друг к другу.
Второй важный шаг — получение доступа к технологиям. Имеется в виду не только закупка технологии, но и возможность интегрировать их в цепочки поставок. Да, в условиях санкций имеются определенные ограничения доступа к технологиям, но есть основания полагать, что эти барьеры не настолько серьезны, чтобы оправдывать ими проблемы по трансферу технологий в промышленность России.
Третий важный момент — инфраструктура. Ее наличие позволяет распространять технологии не только в ключевые города, но и повсюду, где находятся предприятия. Конечно, инфраструктура требует больших вложений, но это необходимая составляющая.
Четвертое — законодательство. Недостаточно только иметь технологии. Важно, чтобы нормативно-правовой механизм позволял их внедрять. Например, сфера применения искусственного интеллекта требует серьезного правового регулирования.
Пятое — наличие серьезных экономических стимулов для трансфера технологий.
Шестое —возможность обеспечить защиту собственности. Вы создаете технологию и выводите ее на рынок. И пока вы пионер — у вас есть конкурентные преимущества.
Седьмое — наличие рабочей силы, способной работать с технологией. Мы знаем, что в России выпускается больше инженеров, чем в других странах мира, но мы знаем и то, что существует процесс старения рабочей силы. Молодежи очень важно, на каких рабочих местах она будет трудиться. Гораздо проще привлекать молодые кадры на работу в промышленность, если им создаются необходимые условия.
Еще один момент — нужно уметь предсказывать результаты трансфера технологий. И в связи с этим важно, чтобы политика по внедрению технологий была стабильной и неизменной. Вот почему для нас отрадно, что российское правительство декларирует открытость бизнеса.
Алексей Абрамов, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт):
Прежде чем рассказать о том, какая работа проведена и какие есть планы в области технического регулирования и разработки стандартов, которые облегчают передачу технологий, хотел бы сообщить о совсем недавно принятом законе о стандартизации в Российской Федерации. Этот закон разрабатывался совместно с европейскими коллегами, и его принятие является для нас знаковым событием. Наконец-то у нас появилась необходимая правовая база, позволяющая создать передовую систему стандартизации, возможность разработки стандартов как на национальном, так и на международном уровне.
Миру известно много примеров, когда техническое регулирование и стандарты умело используются для того, чтобы реализовывать научно-техническую инновационную политику. С другой стороны, есть много примеров, когда жесткая и не адаптивная система стандартов мешает развитию свободной торговли. Только страны, способные найти баланс между двумя этими пограничными состояниями, достигают успехов в развитии собственного производства и в обеспечении необходимого уровня свободной торговли. В этом смысле Россия готова совершенствовать свою систему законодательства, разрабатывать необходимые стандарты для того, чтобы страны, готовые к сотрудничеству с нами, имели такую возможность на взаимовыгодных условиях.
Надо быть реалистами и отталкиваться от тех конкретных условий, которые мы сейчас наблюдаем. В данный момент Россия вынуждена находиться в роли догоняющего в процессе технологического развития. Дополнительной проблемой стали вводимые ограничения и санкции. Да, действительно есть проблемы с развитием и локализацией в нашей стране конкретных технологий. Не надо строить воздушных замков и необходимо исходить из имеющегося уровня технологической вооруженности, отталкиваться от тех производственных мощностей, что у нас есть, и от тех реальных проектов, которые могут быть реализованы.
Поэтому очень важно обеспечить совместимость технологий разных поколений и возможность их сосуществования на определенный переходный период. В 2013 году Россия заключила соглашение с СЕН/СЕНЭЛЕК (европейский комитет по стандартизации) по использованию европейских документов по стандартизации с тем, чтобы мы могли заимствовать тот опыт и те технологии, которые есть в Европе. К сожалению, имплементация соглашения натолкнулась на определенные трудности. Позиция СЕН/СЕНЭЛЕК заключается в том, что мы должны отменять те действующие в России нормативные технические документы, которые противоречат европейским нормам. По нашему же мнению с учетом технических особенностей, которые существуют в России, с учетом огромной территории и огромного промышленного потенциала страны мы не можем осуществить переход с одного технологического уклада на другой одномоментно. Для этого необходимо время, для этого необходимы инвестиции и подготовка соответствующих кадров. Вот почему мы считаем, что версионность в использовании нормативно-технических документов, управление совместимостью такими документами позволит двигаться гораздо быстрее и эффективнее.
Большую работу должны будут провести сами компании, которые заинтересованы в модернизации своего производства. Мы очень рассчитываем, что, помимо национальной стандартизации в России, возникнет новая волна разработки корпоративных стандартов, которые необходимы самим компаниям. Мы надеемся, что это даст серьезный экономический эффект, который будет виден не только в конкретной производственной цепочке, но и в смежных областях.
Очевидно, что быстрое распространение новых технологий и выход на рынки высокотехнологичной продукции невозможны без разработки стандартов. Только так можно обеспечить быстрое внедрение технологий на производстве, быструю коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности и получение конкретных экономических эффектов.
Как национальный орган по стандартизации мы видим свою работу в том, чтобы выстроить конкретные кросс-секторальные приоритеты, когда определенное направление будет помогать развитию смежных секторов экономики, прежде всего — промышленности. Необходимо стимулировать отечественный бизнес разработкой востребованных стандартов, действительно необходимых для реализации импортозамещения, внедрения передовых технологий в области робототехники, фотоники, аддитивных технологий. Все необходимые для этого политические и законодательные решения уже приняты. В частности, в законодательстве РФ будут допускаться ссылки на конкретные документы по стандартизации, что позволит выстраивать прозрачные технологические коридоры для компаний, реализующих в России соответствующие проекты. Мы будем определять те приоритеты, которые государство готово поддерживать и субсидировать. Следующим шагом должно стать внедрение инструментов стандартизации в закупочную политику. Преимущественно все государственные закупки в Росси должны осуществляться по стандартизированным показателям, ведь речь идет о качество продукции, оплаченной из бюджетных средств. Это станет также одной из форм индустриальной политики новой России.
Дэвид Ла Рос, генеральный директор в Центральной и Восточной Европе, IBM:
Мы инновационная компания, которая постоянно занимается созданием новых технологий. Если не ошибаюсь, только за один день мы регистрируем около двадцати патентов. Но всегда есть вопрос, как это все интегрировать, как работать с такими странами, как Россия, где очень богатый опыт и огромные инженерные таланты. Да, можно продать или купить какую-то технологию тому или иному сектору или клиенту. А можно проводить совместные исследования и инвестировать их, чем мы, кстати, активно уже много лет и занимаемся в России. Или можно продавать готовые решения. Хороший пример — продажа аналитических решений, использование инструментария, в несколько раз повышающего производительность труда в различных отраслях.
С точки зрения поставщика услуг и инноваций возникает вопрос, каким образом работать открыто? Как работать в открытой экосистеме? Если вас ограничивает законодательство и регулирование, то фактически вы тормозите прогресс.
Следует говорить о создании общей инфраструктуры, способной дать необходимые ресурсы и традиционным предприятиям, и новому бизнесу, который только формируется. Сейчас интересные времена и интересная экосистема, в которой мы живем.
Карло Россотто, ведущий специалист по информационным и коммуникационным технологиям, региональный координатор, Группа Всемирного банка:
С нашей точки зрения, сектор информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — это реальный источник роста для России. Ваша страна может обеспечить повышение темпов экономического роста путем диверсификации экономики и инвестиций в ИКТ. И эти инвестиции растут уже несколько лет. Одно из необходимых условий роста – создание инновационных систем, которые обеспечат поток технологий.
И конечно, как уже говорилось, нужно развивать инфраструктуру. И в первую очередь высокоскоростные сети. Это основа для производственных услуг, для локализации производств, это основа с точки зрения создания такой структуры. В этом смысле Россией набран хороший темп. Например, здесь больше подписчиков на оптоволоконные сети, чем во всей Европе. Высокий рост демонстрирует Россия и в области распространения высокоскоростного Интернета (здесь скорость подключения к Интернету выше, чем во Франции или Италии). Учитывая огромную территорию России и наличие производственных центров на всей этой территории в рамках быстрорастущей экономики, инвестиции должны продолжаться и развиваться и на местном уровне. Поэтому мы должны говорить не только о международном трансфере технологий, но и о межрегиональном трансфере технологий. Прочный фундамент уже заложен, нужно продолжать движение вперед.
Ирина Гайда, партнер, управляющий директор, The Boston Consulting Group:
Важный вопрос, как оценивать успешность передачи технологий. Если брать тот же Китай, то за несколько десятков лет там возникли игроки, которые могут на равных говорить с традиционными лидерами различных промышленных отраслей. С этой точки зрения передача технологий в обе стороны действительно происходит. Страна получила конкурентное преимущество за счет того, что стоимость привносимых технологий для них существенно ниже. Поэтому когда мы говорим об эффективности передачи технологий — в сторону России в первую очередь — наверное, можно задаться той же целью: создание лидеров будь то в области железных дорог, или строительства газопроводов, или в атомной энергетике, или в программировании. Таких лидеров, которые на мировой арене могут общаться на равных и увеличивать конкурентоспособность страны.
Алексей Репик, президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
Систему трансфера технологий придумали не вчера. Это практика активно используется и сегодня, использовалась и в последние десятилетия. За счет применения этой практики сформировалась не одна высокотехнологичная экономика, особенно в Азии. Можно привести в пример экономическое чудо послевоенной Японии, а также Южную Корею, Сингапур, а сейчас еще и Китай. За счет адаптации чужих заимствованных инноваций экономики этих стран обрели необходимые компетенции и уже с их помощью совершили качественный скачок в развитии. Сегодня эти страны уже сами стали донорами технологий и технологическими лидерами XXI века.
К сожалению, в России (за исключением некоторых отраслей) практика трансфера технологий не получила должного распространения. Еще лет пятнадцать назад мы в случае необходимости в том и или ином продукте даже не задумывались о подобной проблематике, и нужная продукция просто импортировалась. В начале двухтысячных мы пытались решить вопрос через локализацию производств и с помощью привлечения прямых иностранных инвестиций. Но массовый характер система локализации не приобрела, а главное — с помощью этого инструментария нельзя надеяться на репликацию успеха, поскольку собственных компетенций российские компании не приобрели. Чтобы такое больше не повторялось, России и нужен трансфер технологий. Нам необходимо не взять в аренду саженец инноваций в горшке, а купить его насовсем и пересадить его на нашу землю, чтобы он пустил корни, чтобы мы могли сами создавать продукты с высокой добавленной стоимостью.
Не могу в связи с этим не сослаться на мнение президента России. Владимир Путин назвал передачу технологий приоритетным направлением: «Недавно прозвучала идея наладить эффективную систему трансфера зарубежных технологий. У нас есть опыт успешной передачи технологий фармацевтики, автомобилестроения, производства потребительских товаров, но важно поставить такую работу на системную основу, задействовать капиталы институтов развития». Это вызов президента Российской Федерации правительству, представителям деловых объединений и бизнесу с предложением сформировать свои идеи и мысли о том, как сделать такую работу системной, как ее масштабировать.
На этом пути предстоит преодолеть немало барьеров и, конечно, здесь нужно найти механизмы мотивации доноров технологий, чтобы они переносились в Россию как через возможные форматы совместных предприятий, так и через лицензионные соглашения.
Политика, которую сейчас проводит российское государство в части внедрения практик специальных инвестиционных контрактов, может быть достаточным стимулом для обладателей технологий и рассматривать подобного рода решения. Если одним из условий доступа на рынок является трансфер технологий, то многие передовые компании такой практикой воспользуются. Тем более что в данном случае значительных прямых инвестиций можно избежать — этот функционал возьмут на себя частные компании (может быть, при помощи рычага, который им предоставит государство).
Трансфер технологий нужно не только развивать, но развивать быстро. Примеры подобной практики есть и в российской истории. Можно вспомнить Петра Первого, который одним из первых в России применил систему трансфера технологий, научившись строить флот у голландцев. Но есть и обратные примеры. Если мы думаем, что у нас нечего «трансферить» в другом направлении, то это глубочайшее заблуждение. Есть как минимум один сектор, ключевой для всего технологического развития, — это программное обеспечение, в котором Россия является одним из основных источников технологического трансфера в мире. Кто знает, что Skype работает на российском движке? А ведь у этой площадки больше миллиарда пользователей. И это уже трансфер технологий из России на глобальный рынок. И таких примеров, о которых мы не подозреваем, — много. Постановка вопроса, как осуществить трансфер из развитого мира в «варварскую» Россию, — неправильная и некорректная.
Майкл Сатклиф, руководитель глобальной практики, Accenture Digital:
Наш опыт подтверждает, что эффективное внедрение технологий позволяет решать несколько важных вопросов. В первую очередь использование новых технологий помогает расширить опыт их пользователей. Развиваются мобильные и цифровые технологии, решения в области искусственного интеллекта, 3D-печать, компьютерное телевидение и хранение данных — диапазон огромен. Главное — все эти технологии могут передаваться и применяться. Поэтому нужно принимать инвестиционные решения по использованию новейших технологий в промышленной среде.
У России, еще до появления санкций, имелись проблемы (например, слабая инфраструктура регионов), мешающие внедрению новых решений. Но нам очевиден потенциал России и ее возможность стать важным звеном в мировой цепочке поставок продукции. Здесь есть высокообразованные кадры, обладающие знаниями и опытом создания и применения технологий в различных отраслях экономики, во многих из которых Россия является лидером.
Существует несколько принципов, тесно связанных между собой и способствующих адаптации технологий.
Первое — это информированность. Важно не просто знать о существовании отдельных технологий, а анализировать и понимать, каким образом могут взаимодействовать современные решения вновь возникающих компаний. Это понимание позволит адаптировать технологии друг к другу.
Второй важный шаг — получение доступа к технологиям. Имеется в виду не только закупка технологии, но и возможность интегрировать их в цепочки поставок. Да, в условиях санкций имеются определенные ограничения доступа к технологиям, но есть основания полагать, что эти барьеры не настолько серьезны, чтобы оправдывать ими проблемы по трансферу технологий в промышленность России.
Третий важный момент — инфраструктура. Ее наличие позволяет распространять технологии не только в ключевые города, но и повсюду, где находятся предприятия. Конечно, инфраструктура требует больших вложений, но это необходимая составляющая.
Четвертое — законодательство. Недостаточно только иметь технологии. Важно, чтобы нормативно-правовой механизм позволял их внедрять. Например, сфера применения искусственного интеллекта требует серьезного правового регулирования.
Пятое — наличие серьезных экономических стимулов для трансфера технологий.
Шестое —возможность обеспечить защиту собственности. Вы создаете технологию и выводите ее на рынок. И пока вы пионер — у вас есть конкурентные преимущества.
Седьмое — наличие рабочей силы, способной работать с технологией. Мы знаем, что в России выпускается больше инженеров, чем в других странах мира, но мы знаем и то, что существует процесс старения рабочей силы. Молодежи очень важно, на каких рабочих местах она будет трудиться. Гораздо проще привлекать молодые кадры на работу в промышленность, если им создаются необходимые условия.
Еще один момент — нужно уметь предсказывать результаты трансфера технологий. И в связи с этим важно, чтобы политика по внедрению технологий была стабильной и неизменной. Вот почему для нас отрадно, что российское правительство декларирует открытость бизнеса.
Алексей Абрамов, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт):
Прежде чем рассказать о том, какая работа проведена и какие есть планы в области технического регулирования и разработки стандартов, которые облегчают передачу технологий, хотел бы сообщить о совсем недавно принятом законе о стандартизации в Российской Федерации. Этот закон разрабатывался совместно с европейскими коллегами, и его принятие является для нас знаковым событием. Наконец-то у нас появилась необходимая правовая база, позволяющая создать передовую систему стандартизации, возможность разработки стандартов как на национальном, так и на международном уровне.
Миру известно много примеров, когда техническое регулирование и стандарты умело используются для того, чтобы реализовывать научно-техническую инновационную политику. С другой стороны, есть много примеров, когда жесткая и не адаптивная система стандартов мешает развитию свободной торговли. Только страны, способные найти баланс между двумя этими пограничными состояниями, достигают успехов в развитии собственного производства и в обеспечении необходимого уровня свободной торговли. В этом смысле Россия готова совершенствовать свою систему законодательства, разрабатывать необходимые стандарты для того, чтобы страны, готовые к сотрудничеству с нами, имели такую возможность на взаимовыгодных условиях.
Надо быть реалистами и отталкиваться от тех конкретных условий, которые мы сейчас наблюдаем. В данный момент Россия вынуждена находиться в роли догоняющего в процессе технологического развития. Дополнительной проблемой стали вводимые ограничения и санкции. Да, действительно есть проблемы с развитием и локализацией в нашей стране конкретных технологий. Не надо строить воздушных замков и необходимо исходить из имеющегося уровня технологической вооруженности, отталкиваться от тех производственных мощностей, что у нас есть, и от тех реальных проектов, которые могут быть реализованы.
Поэтому очень важно обеспечить совместимость технологий разных поколений и возможность их сосуществования на определенный переходный период. В 2013 году Россия заключила соглашение с СЕН/СЕНЭЛЕК (европейский комитет по стандартизации) по использованию европейских документов по стандартизации с тем, чтобы мы могли заимствовать тот опыт и те технологии, которые есть в Европе. К сожалению, имплементация соглашения натолкнулась на определенные трудности. Позиция СЕН/СЕНЭЛЕК заключается в том, что мы должны отменять те действующие в России нормативные технические документы, которые противоречат европейским нормам. По нашему же мнению с учетом технических особенностей, которые существуют в России, с учетом огромной территории и огромного промышленного потенциала страны мы не можем осуществить переход с одного технологического уклада на другой одномоментно. Для этого необходимо время, для этого необходимы инвестиции и подготовка соответствующих кадров. Вот почему мы считаем, что версионность в использовании нормативно-технических документов, управление совместимостью такими документами позволит двигаться гораздо быстрее и эффективнее.
Большую работу должны будут провести сами компании, которые заинтересованы в модернизации своего производства. Мы очень рассчитываем, что, помимо национальной стандартизации в России, возникнет новая волна разработки корпоративных стандартов, которые необходимы самим компаниям. Мы надеемся, что это даст серьезный экономический эффект, который будет виден не только в конкретной производственной цепочке, но и в смежных областях.
Очевидно, что быстрое распространение новых технологий и выход на рынки высокотехнологичной продукции невозможны без разработки стандартов. Только так можно обеспечить быстрое внедрение технологий на производстве, быструю коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности и получение конкретных экономических эффектов.
Как национальный орган по стандартизации мы видим свою работу в том, чтобы выстроить конкретные кросс-секторальные приоритеты, когда определенное направление будет помогать развитию смежных секторов экономики, прежде всего — промышленности. Необходимо стимулировать отечественный бизнес разработкой востребованных стандартов, действительно необходимых для реализации импортозамещения, внедрения передовых технологий в области робототехники, фотоники, аддитивных технологий. Все необходимые для этого политические и законодательные решения уже приняты. В частности, в законодательстве РФ будут допускаться ссылки на конкретные документы по стандартизации, что позволит выстраивать прозрачные технологические коридоры для компаний, реализующих в России соответствующие проекты. Мы будем определять те приоритеты, которые государство готово поддерживать и субсидировать. Следующим шагом должно стать внедрение инструментов стандартизации в закупочную политику. Преимущественно все государственные закупки в Росси должны осуществляться по стандартизированным показателям, ведь речь идет о качество продукции, оплаченной из бюджетных средств. Это станет также одной из форм индустриальной политики новой России.
Дэвид Ла Рос, генеральный директор в Центральной и Восточной Европе, IBM:
Мы инновационная компания, которая постоянно занимается созданием новых технологий. Если не ошибаюсь, только за один день мы регистрируем около двадцати патентов. Но всегда есть вопрос, как это все интегрировать, как работать с такими странами, как Россия, где очень богатый опыт и огромные инженерные таланты. Да, можно продать или купить какую-то технологию тому или иному сектору или клиенту. А можно проводить совместные исследования и инвестировать их, чем мы, кстати, активно уже много лет и занимаемся в России. Или можно продавать готовые решения. Хороший пример — продажа аналитических решений, использование инструментария, в несколько раз повышающего производительность труда в различных отраслях.
С точки зрения поставщика услуг и инноваций возникает вопрос, каким образом работать открыто? Как работать в открытой экосистеме? Если вас ограничивает законодательство и регулирование, то фактически вы тормозите прогресс.
Следует говорить о создании общей инфраструктуры, способной дать необходимые ресурсы и традиционным предприятиям, и новому бизнесу, который только формируется. Сейчас интересные времена и интересная экосистема, в которой мы живем.
Карло Россотто, ведущий специалист по информационным и коммуникационным технологиям, региональный координатор, Группа Всемирного банка:
С нашей точки зрения, сектор информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — это реальный источник роста для России. Ваша страна может обеспечить повышение темпов экономического роста путем диверсификации экономики и инвестиций в ИКТ. И эти инвестиции растут уже несколько лет. Одно из необходимых условий роста – создание инновационных систем, которые обеспечат поток технологий.
И конечно, как уже говорилось, нужно развивать инфраструктуру. И в первую очередь высокоскоростные сети. Это основа для производственных услуг, для локализации производств, это основа с точки зрения создания такой структуры. В этом смысле Россией набран хороший темп. Например, здесь больше подписчиков на оптоволоконные сети, чем во всей Европе. Высокий рост демонстрирует Россия и в области распространения высокоскоростного Интернета (здесь скорость подключения к Интернету выше, чем во Франции или Италии). Учитывая огромную территорию России и наличие производственных центров на всей этой территории в рамках быстрорастущей экономики, инвестиции должны продолжаться и развиваться и на местном уровне. Поэтому мы должны говорить не только о международном трансфере технологий, но и о межрегиональном трансфере технологий. Прочный фундамент уже заложен, нужно продолжать движение вперед.
Ирина Гайда, партнер, управляющий директор, The Boston Consulting Group:
Важный вопрос, как оценивать успешность передачи технологий. Если брать тот же Китай, то за несколько десятков лет там возникли игроки, которые могут на равных говорить с традиционными лидерами различных промышленных отраслей. С этой точки зрения передача технологий в обе стороны действительно происходит. Страна получила конкурентное преимущество за счет того, что стоимость привносимых технологий для них существенно ниже. Поэтому когда мы говорим об эффективности передачи технологий — в сторону России в первую очередь — наверное, можно задаться той же целью: создание лидеров будь то в области железных дорог, или строительства газопроводов, или в атомной энергетике, или в программировании. Таких лидеров, которые на мировой арене могут общаться на равных и увеличивать конкурентоспособность страны.
Алексей Репик, президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
Систему трансфера технологий придумали не вчера. Это практика активно используется и сегодня, использовалась и в последние десятилетия. За счет применения этой практики сформировалась не одна высокотехнологичная экономика, особенно в Азии. Можно привести в пример экономическое чудо послевоенной Японии, а также Южную Корею, Сингапур, а сейчас еще и Китай. За счет адаптации чужих заимствованных инноваций экономики этих стран обрели необходимые компетенции и уже с их помощью совершили качественный скачок в развитии. Сегодня эти страны уже сами стали донорами технологий и технологическими лидерами XXI века.
К сожалению, в России (за исключением некоторых отраслей) практика трансфера технологий не получила должного распространения. Еще лет пятнадцать назад мы в случае необходимости в том и или ином продукте даже не задумывались о подобной проблематике, и нужная продукция просто импортировалась. В начале двухтысячных мы пытались решить вопрос через локализацию производств и с помощью привлечения прямых иностранных инвестиций. Но массовый характер система локализации не приобрела, а главное — с помощью этого инструментария нельзя надеяться на репликацию успеха, поскольку собственных компетенций российские компании не приобрели. Чтобы такое больше не повторялось, России и нужен трансфер технологий. Нам необходимо не взять в аренду саженец инноваций в горшке, а купить его насовсем и пересадить его на нашу землю, чтобы он пустил корни, чтобы мы могли сами создавать продукты с высокой добавленной стоимостью.
Не могу в связи с этим не сослаться на мнение президента России. Владимир Путин назвал передачу технологий приоритетным направлением: «Недавно прозвучала идея наладить эффективную систему трансфера зарубежных технологий. У нас есть опыт успешной передачи технологий фармацевтики, автомобилестроения, производства потребительских товаров, но важно поставить такую работу на системную основу, задействовать капиталы институтов развития». Это вызов президента Российской Федерации правительству, представителям деловых объединений и бизнесу с предложением сформировать свои идеи и мысли о том, как сделать такую работу системной, как ее масштабировать.
На этом пути предстоит преодолеть немало барьеров и, конечно, здесь нужно найти механизмы мотивации доноров технологий, чтобы они переносились в Россию как через возможные форматы совместных предприятий, так и через лицензионные соглашения.
Политика, которую сейчас проводит российское государство в части внедрения практик специальных инвестиционных контрактов, может быть достаточным стимулом для обладателей технологий и рассматривать подобного рода решения. Если одним из условий доступа на рынок является трансфер технологий, то многие передовые компании такой практикой воспользуются. Тем более что в данном случае значительных прямых инвестиций можно избежать — этот функционал возьмут на себя частные компании (может быть, при помощи рычага, который им предоставит государство).
Трансфер технологий нужно не только развивать, но развивать быстро. Примеры подобной практики есть и в российской истории. Можно вспомнить Петра Первого, который одним из первых в России применил систему трансфера технологий, научившись строить флот у голландцев. Но есть и обратные примеры. Если мы думаем, что у нас нечего «трансферить» в другом направлении, то это глубочайшее заблуждение. Есть как минимум один сектор, ключевой для всего технологического развития, — это программное обеспечение, в котором Россия является одним из основных источников технологического трансфера в мире. Кто знает, что Skype работает на российском движке? А ведь у этой площадки больше миллиарда пользователей. И это уже трансфер технологий из России на глобальный рынок. И таких примеров, о которых мы не подозреваем, — много. Постановка вопроса, как осуществить трансфер из развитого мира в «варварскую» Россию, — неправильная и некорректная.