Мероприятие уникально тем, что это единственный национальный форум такого масштаба, который ориентирован исключительно на вопросы электромагнитной совместимости (ЭМС).
Ведущие специалисты предприятий авиационной, автомобильной промышленности, испытательных центров и лабораторий ЭМС, ведущие разработчики испытательного и измерительного оборудования– Форум собрал свыше 100 участников из России и стран ближнего зарубежья.
В ходе 22 докладов и пленарного заседания были рассмотрены темы:
-
Актуальная нормативно-правовая база в сфере обеспечения ЭМС и методов испытаний.
-
Проблемы обеспечения ЭМС продукции общего и специального применения.
-
Особенности ЭМС на уровнях межсистемного и внутрисистемного взаимодействия.
-
Расчетно-аналитические подходы обеспечения ЭМС, программные средства для ЭМС.
-
Технологические тонкости обеспечения ЭМС, предквалификационные испытания.
-
Аккредитация испытательных лабораторий (центров) в области тестирования ЭМС.
-
Национальный рынок инструментального обеспечения проведения испытаний ЭМС.
-
Метрологическое обеспечение в области ЭМС. Поверка, калибровка, аттестация.
-
Мониторинг радиочастотного спектра и контроль РЭС в условиях мегаполиса.
-
Безопасность летательных аппаратов при молниевых и электростатических разрядах.
-
Обеспечение ЭМС беспилотных наземных транспортных средств и летательных аппаратов.
-
Подготовка экспертов и образовательные программы в сфере ЭМС.
Многие доклады, прозвучавшие на мероприятии, касались состояния нормативно-технической базы в области ЭМС, а также изменений стандартов в данной сфере. Председатель Технического комитета по стандартизации Росстандарта «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТК 030), генеральный директор ООО «НМЦ «ЭМС» Николай Файзрахманов проинформировал об изменениях в национальной и международной стандартизации в области ЭМС. Так, за 2024–2025 годы подготовлено семь предварительных национальных стандартов (ПНС): ГОСТ EN ESTI 301 489-34 V2.1.1, ГОСТ EN ESTI 301 489-1 V2.2.3, ГОСТ IEC 61000-4-3, ГОСТ IEC 61000-4-11, ГОСТ IEC 61000-4-18, ГОСТ IEC 61000-6-4, ГОСТ IEC 61204-3. На 2026 год запланирована разработка трех ПНС: ГОСТ CISPR 15, ГОСТ IEC 61000-6-3, ГОСТ IEC 60204-31.
Докладчик отметил, что работа комитета основывается на реализации программ разработки стандартов к ТР ТС 020. За Российской Федерацией на ближайшие три года закреплены 69 стандартов. На основе этого принято решение о формировании национальной программы в области ЭМС, которая в первую очередь включала бы разработку данных стандартов.
Николай Файзрахманов также сообщил о подготовке новой редакции стандарта IEC 60947-1 «Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 1. Общие правила» и о ряде стандартов, «относящихся к ЭМС» (EMC-related), которые разрабатываются МЭК/ТК 46. В настоящее время ТК МЭК CISPR CIS/A готовит изменение из двух частей к стандарту CISPR 16-1-1, касающихся средств измерений в полосе частот 18–40 ГГц и дискретного анализатора, а также изменения к стандартам CISPR 16-1-5 и CISPR 16-1-6 в отношении антенн для измерений в данной полосе частот и их калибровки. ТК МЭК CISPR CIS/B занимается разработкой изменения к стандарту CISPR 11, состоящего из четырех частей, которые относятся к нормам излучаемых помех в полосе до 150 кГц, в полосе 150 кГц — 30 МГц, измерению электрического поля в полосе до 30 МГц и нормам кондуктивных помех в полосе до 150 кГц. ТК МЭК CISPR CIS/F разрабатывает совершенно новую редакцию стандарта CISPR 14-1, а ТК МЭК CISPR CIS/I — новые редакции стандартов CISPR 32 и CISPR 35.
Изменениям в новой редакции стандарта в области ЭМС транспортных средств (ТС) ISO 11451-2:2025 был посвящен доклад руководителя отдела ЭМС АО «НПФ «Диполь» Константина Басалаева. Анализ изменений показал, что калибровка однородности поля существенно осложнилась. Так, при наличии у лаборатории четырех датчиков поля она требует примерно в 4 раза больше времени в сравнении с калибровкой по предыдущей версии стандарта, а с учетом времени на их перестановку и смену поляризации антенны — в 5 раз. При наличии только одного датчика, в особенности если он имеет аккумуляторное питание, выполнить калибровку в течение рабочего дня сложно реализуемо. Поэтому докладчик порекомендовал использовать не менее четырех датчиков с лазерным питанием, а также ПО для расчета средней напряженности и однородности поля со встроенными алгоритмами, позволяющее выполнять вычисления в процессе калибровки, — для сокращения времени процедуры.
Обсуждая вопросы ЭМС транспортных средств, Дмитрий Богаченков, главный специалист отделения дорожных испытаний НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ», привел обзор нормативно-технической базы в области обеспечения ЭМС в автомобильной промышленности и познакомил аудиторию с возможностями нового испытательного комплекса ЭМС, имеющего в основе полубезэховую камеру размером 30×15 м, которая позволяет проводить испытания крупных ТС на устойчивость к помехам.
Ряд докладов мероприятия был связан с вопросами метрологического обеспечения, испытаний СИ и калибровки средств, применяемых при испытаниях на ЭМС. Начальник НИО-10 ФГУП «ВНИИФТРИ» Максим Шкуркин посвятил выступление калибровке антенн для измерения излучаемых помех. Докладчик отметил, что для обеспечения единства измерений должны быть установлены требования как к методам и средствам калибровки антенн, так и к испытательным площадкам. Однако соответствующих стандартов в применяемой в нашей стране системе стандартизации нет. Для устранения этого несоответствия ФГУП «ВНИИФТРИ» совместно с Росстандартом выполняется разработка стандартов ГОСТ CISPR 16-1-5 и ГОСТ CISPR 16-1-6, устанавливающих данные требования.
Максим Шкуркин привел примеры зарубежных площадок для калибровки антенн и познакомил аудиторию с площадкой, построенной в институте на основе полубезоховой камеры с размерами 19,2×12,1×8,3 м. Были представлены особенности конструкции и результаты оценки соответствия данной площадки, исходя из которых ее можно рассматривать как площадку для калибровки антенн, отвечающую стандарту CISPR 16-1-5. Также были представлены результаты измерений характеристик основных типов антенн для испытаний на ЭМС в диапазоне частот 30 МГц — 18 ГГц по методикам стандартов CISPR 16-1-6 и SAE ARP 958E, которые показали реализуемость данных методик на разработанной площадке и высокий уровень точности измерений.
Тема выступления руководителя направления ЭМС АО «НПФ «Диполь» Андрея Смирнова носила более общий и, по его выражению, дискуссионный характер. В докладе были подняты вопросы регламентации измеряемых величин и уточнения подходов к метрологическому обеспечению измерительных преобразователей в области испытаний ЭМС. Было указано на существующие различия в понимании некоторых аспектов обеспечения точности и единства измерений в области ЭМС между метрологами и испытателями. Так, при испытаниях на излучаемые помехи, как правило, задача заключается не в получении конкретных измеренных значений, а в подтверждении того, что излучаемые помехи не превышают допустимого уровня, что подчас не учитывается метрологами. При этом обычно выполняются прямые измерения, и на неопределенность и воспроизводимость результатов основное влияние оказывают не погрешности СИ, а характеристики преобразователей, и именно им должно уделяться особое внимание.
Говоря об испытательных площадках, Андрей Смирнов высказал мнение, что с точки зрения испытаний на ЭМС они являются не испытательным оборудованием, а элементом измерительного тракта, а значит, большее внимание следует уделять их калибровке, а аттестация площадок в этом смысле оказывается излишней.
Также было отмечено, что существуют случаи, когда приборы включаются в Госреестр СИ по набору характеристик, который не содержит наиболее важные параметры для конкретных испытаний. Например, в случае эквивалентов сети часто из этого набора выпадает ключевой параметр — входной импеданс. Поэтому включения в Госреестр СИ в общем случае не должно быть достаточно для принятия решения о применении того или иного прибора: необходимо учитывать, по каким параметрам он включен в Реестр.
Опытом проведения межлабораторных сличительных испытаний (МСИ) в области ЭМС поделился с аудиторией другой представитель АО «НПФ «Диполь», руководитель направления «Метрологическое оборудование» Константин Бондин. Сообщив, что компания занимается МСИ с 2015 года, с 2019-го имеет аккредитацию на проведение МСИ в области электрорадиоизмерений и что по этому направлению АО «НПФ «Диполь» было выполнено в целом около 15 раундов, докладчик остановился на результатах завершенных в прошлом году раундах МСИ в области ЭМС. Константин Бондин отметил, что одним из проблемных этапов данного процесса является привлечение участников: обычно планируется участие 5–10 лабораторий, но на практике удается привлечь только 3–5.
Приведенные в докладе МСИ испытания выполнялись по двум методам согласно ГОСТ 30805.22-2013: измерение кондуктивных индустриальных радиопомех на сетевых зажимах и портах связи и измерение излучаемых индустриальных радиопомех. Результаты МСИ по первому методу показали наличие выхода за пределы допустимых параметров у двух из трех участников, причем у одного из них отклонения оказались очень значительными. При МСИ по второму методу также наблюдались отклонения, но менее существенные, чем в первом случае. Анализ результатов МСИ показал, что наиболее частой причиной отклонений становится человеческий фактор. Не менее значимую роль играет ухудшение характеристик вспомогательного оборудования, такого как кабели и разъемы, которым подчас уделяется недостаточное внимание.
Про возможности применения реверберационных камер для измерения эмиссии радиоэлектронных средств (РЭС) рассказал заместитель директора по науке АО «ГМЦО ЭМС» Михаил Нефёдов. Он отметил, что за рубежом данные камеры применяются достаточно давно и для различных целей, однако в России они используются почти исключительно для испытаний на устойчивость к электромагнитным полям, хотя нормативная документация позволяет применять их и для измерения эмиссии. Так, в качестве альтернативного метода их использование приводится в ГОСТ CISPR 16-2-3, в квалификационных требованиях авиационной отрасли КТ-160 и др. При этом методики различаются, и для соотнесения их между собой в компании было проведено исследование с помощью собственной реверберационной камеры.
В исследовании использовались два генератора сигналов с частотными диапазонами 400 МГц — 1 ГГц и 1–6 ГГц. Результаты измерений сравнивались с известными характеристиками источников, а также с результатами, полученными в полубезэховых камерах — разработки компании и стороннего производителя. Исследование показало, что наилучшие результаты достигаются при использовании методики КТ-160, однако были выявлены погрешности до 3 дБ и более.
Далее был проведен анализ источников погрешностей. Влияние на результаты измерений наиболее значимых из них было промоделировано. Среди основных источников названы особенности конструкции камеры и ее целостность, параметры однородности поля, количество положений тюнера, по которым выполняется усреднение, и другие. В целом, результаты исследования, по словам докладчика, показали, что реверберационные камеры могут стать альтернативой полубезэховым при измерении эмиссии РЭС при учете и минимизации влияния источников погрешностей измерений.
Технический директор АО «ГЦМО ЭМС» Кирилл Кузнецов посвятил доклад подходам к выбору экранированных камер для испытаний РЭС на ЭМС. Он назвал ряд типов камер, применяемых для испытаний на ЭМС, а также причины, по которым может потребоваться их экранирование. Основная мысль заключалась в том, что для получения результатов, максимально удовлетворяющих требованиям конкретной задачи, при выборе камеры необходимо проанализировать ее назначение, нормативные документы, а также условия, в которых она будет эксплуатироваться.
В частности, было показано, что при использовании гибридного радиопоглощающего материала для полубезэховых камер необходимо учитывать его комплексные характеристики, которые отличаются от результатов, полученных простым «наложением» характеристик ферритового и пирамидального материалов. По словам Кузнецова, далеко не все производители готовы представить эти комплексные характеристики. В то же время для камер, не предназначенных для работы на низких частотах, например тех, что применяются в испытаниях на ЭМС по стандартам авионики, бывает достаточно пирамидального материала.
Олег Муравьев, начальник лаборатории БелГИСС (Республика Беларусь) привел результаты сравнения различного ПО с точки зрения его применения для разработки систем испытаний на ЭМС. Преимущественно сравнение проводилось между ПО LabVIEW компании National Instruments и продуктом ГК «Диполь» ЭМИКА. Докладчик отметил преимущества разработки «Диполь» — в частности, были названы адаптированность под РЧ-измерения и измерения в области ЭМС, поддержку отечественного оборудования, наличие встроенного редактора РЧ-схем и визуального редактора конфигурации аппаратного комплекса, позволяющего работать с ним как с единым целым. В докладе были отмечены результаты создания системы для испытаний на устойчивость к электромагнитным полям в соответствии со стандартами ГОСТ IEC 61000-4-3-2016 и IEC 61000-4-3:2020 на основе ПО ЭМИКА, которые показали, что с помощью данного продукт удается решать подобные задачи в короткие сроки.
Форум завершился круглым столом, где в формате открытой дискуссии участники смогли задать друг другу вопросы и подробно обсудить темы, вызвавшие наибольший интерес.
В рамках Форума ЭМС также были организованы выставка современного испытательного и измерительного оборудования для испытаний на ЭМС и экскурсионное посещение Испытательного центра НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ».
Форум прошел при поддержке Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Технического комитета по стандартизации (ТК 030) «Электромагнитная совместимость технических средств», ООО НПП «Прорыв», ФГУП «ВНИИФТРИ», ФГУП «ВНИИОФИ», РТУ МИРЭА, Московского авиационного института (МАИ), отраслевых изданий «Электроника НТБ», «Промышленное обозрение», «Электронные компоненты» и «СВЧ-электроника».
Проведение второго Форума «Электромагнитная совместимость» запланировано на сентябрь 2026 года.
При подготовке статьи использовались данные журнала «Электроника НТБ»