60
Оборудование
Вообще же термин «разработка»
в данном случае не совсем применим.
В реальности ТУ-4 стал результатом
масштабной работы, которую теперь
принято называть «обратным проек-
тированием». Проще говоря, совет-
ский самолет стал результатом почти
полного копирования американского
бомбардировщика B-29. Сделано это
было, как гласит легенда, по личному
приказу Иосифа Сталина. Стало ли ка-
тализатором процесса именно это, или
же сам метод «обратного проектирова-
ния» доказал в данном случае свою со-
стоятельность — история умалчивает.
Однако сложнейший комплекс работ
был завершен в небывало короткие
сроки: создание сверхсложного само-
лета заняло всего два года.
От исторических свершений пе-
рейдем в день настоящий. Примеров
«обратного проектирования» на ка-
ждом шагу пруд пруди. Прежде все-
го, конечно, на виду у всех «трудовые
подвиги» китайских производителей.
Товарищи из Китая без стеснения
применяют данные методы проекти-
рования, не особенно скрываясь и де-
монстративно не замечая протестов
всего остального мира. Тут вам и копии
породистых британских Range Rover по
цене «Лады Приора», и целая плеяда
«собственных» китайских разработок,
до боли напоминающих iPhone.
Но это, скорее, негативные при-
меры, больше имеющие отношение
к промышленному воровству, нежели
к какому-либо проектированию.
Обратное проектирование (reverse
engineering), особенно в сфере элек-
троники, в действительности весьма
серьезный инструмент разработки.
Зачастую — единственный.
Советский стратегический бомбардировщик ТУ-4
Range Rover Evoque
Китайский клон Evoque — Landwind X7
Американский бомбардировщик B-29